Будущее наступило
Мы с тобой много раз натыкались на истории про утечку данных. Доступной оказывалась информация по банковским картам, паролям, видеоурокам по взлому чужих почтовых ящиков.
Но будущее давно уже пришло в нашу жизнь. И сегодня меня взбодрила новость про несанкционированный доступ к базе ДНК.
Но, давай по порядку. Потому что тут речь даже не о биометрии и не украденных анализах твоей двоюродной бабушки (страшно представить, зачем они могут потребоваться злодеям). ДНК, Карл. Т. е. на свете могут появиться совсем незнакомые люди, которые тебя ну очень хорошо знают. Круто, да? (нет)
Как оказалось, на просторах Интернета существуют ресурсы, позволяющие искать родственников по данным ДНК. Загружаешь отчёт по своим генам и ждёшь, кого тебе найдут. Алгоритм ДНК-анализа позволяет искать уже даже троюродных родственников.
Эта технология, как оказалось, настолько эффективна, что если хотя бы 2% жителей страны или, скажем, планеты внесут в базу данных свои ДНК, то почти все они смогут найти хотя бы одного родственника.
Не трудно догадаться, что такой базой заинтересовалась полиция. В 2018 году база данных GEDmatch была использована для поимки серийного убийцы. В базе, конечно, нашли не его самого, а одного из родственников. Но круг поисков существенно сузился и виновный был наказан.
Однако, пользователям GEDmatch не очень понравилась идея поиска преступников среди их родственников. Поэтому, сервис ввёл дополнительную возможность отключать доступность профиля пользователя для ведения расследований.
Однако, на днях опция на сайте была отключена и данные всех пользователей стали снова доступны полиции. Что послужило причиной отключения, техническая ошибка или успешная атака на ресурс, пока неизвестно. Ведётся расследование, на время которого сервис GEDmatch отключен.
Эта история поднимает очень важные этические вопросы. Имеют ли право правоохранительные органы, в целях поимки преступников, использовать данные людей, которые сознательно эти данные закрыли? И правильно ли поступают пользователи, препятствуя расследованию? Несмотря на кажущуюся очевидность ответов, в данном случае, пострадавшими считаются пользователи, отказавшиеся предоставлять доступ к своим ДНК.