Соцопросы по телефону остались непромаркированными
Колл-центры научились обходить требования о маркировке звонков, вступившие в силу с 1 сентября 2025 года, — их сотрудники звонят с номеров, не зарегистрированных на компанию. Таким образом, абонент узнает, что ему звонят в рамках проведения опроса только после того, как поднимает трубку. С подобной практикой столкнулись сотрудники «Ведомостей». Кроме того, тенденцию подтвердил директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров.
Абоненты уточнили, что поступающие им вызовы осуществлялись от имени ВЦИОМа с мобильных номеров без идентификатора компании, совершавшей звонок. Представитель агентства заявил, что «аналитический центр ВЦИОМ не осуществляет обзвоны респондентов напрямую, а звонки совершают подрядчики – колл-центры». Он не уточнил, о каких именно колл-центрах шла речь.
После вступления в силу изменений, связанных с маркировкой звонков, число вызовов снизилось: если 30 сентября колл-центры совершили около 5,9 млн звонков, то 1 октября показатель уменьшился почти в пять раз — до 1,3 млн вызовов, отметили в Surveystudio. Кратное сокращение числа вызовов связано с тем, что с 1 октября операторы берут оплату не за факт разговора компании с абонентом, а за сам факт дозвона.
И хотя представитель «Билайна» напоминает о том, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны маркировать свои звонки с целью защиты граждан от мошеннических действий, штрафные санкции за отсутствие такие действий пока что не установлены, напоминает газета.
«Для корректной маркировки своих звонков как «социологический опрос» организациям необходимо самостоятельно направить соответствующие данные своему оператору связи», — заявил представитель оператора. Представитель МТС воздержался от комментариев, а представитель T2 не ответил на запрос.
В Минцифры, в свою очередь, отметили, что для настройки всех нюансов работы системы нужно время, поскольку соответствующее постановление было подписано только в конце августа. «В настоящее время операторы связи донастраивают систему, для ее разворачивания необходимо время. Также компании и операторы работают над подписанием необходимых договоров. В том числе идет «раскатка» маркировки на социологические организации», — добавил представитель министерства.
Это утверждение подтвердили директор департамента расследований T.Hunter, Игорь Бедеров, и руководитель проектов компании «Интеллектуальная аналитика», Тимофей Воронин. Оба специалиста также получали звонки с непредставленных номеров.
Ранее россиянам также рассказали о мошенниках, использующих индийские номера.
Читать статью в полной версии «Ведомости»