Счетная палата указала на недостаточное развитие системы бесплатной юрпомощи
Cистема бесплатной юридической помощи (БЮП) в России недостаточно развита, в том числе из-за отсутствия комплексных цифровых решений в этой сфере. К такому выводу пришла Счетная палата, проанализировав итоги цифровизации Минюста за 2021–2023 гг., обратили внимание «Ведомости» на опубликованный 5 июня отчет.
Получить бесплатную помощь от юристов можно через информационную систему «Правовая помощь» (функционирует в 10 регионах, см. врез). Она направлена «на решение проблемы низкой доступности бесплатной юридической помощи вдали от административных центров», уточняется в анализе аудитора.
Всего с момента запуска системы в 2022 г. до 27 мая 2024 г. на платформу поступило 79 782 заявки граждан, следует из отчета Счетной палаты. Большую часть обращений (91,1%) обработали специалисты государственных юридических бюро регионов, остальные взяли на себя адвокаты и органы исполнительной власти. «Существенная» часть консультаций проходила очно или по горячей линии, оказание БЮП в удаленном формате (видео- или аудиосвязь) «незначительно», указывает аудитор. Среди тех, кто чаще всего обращаются за помощью (36,6%), – пенсионеры, инвалиды I и II групп, дети-инвалиды и сироты, а также те, кто остался без попечения родителей.
Однако, как отмечает аудитор, информированность граждан о порядке, условиях и способах получения БЮП все еще остается низкой. Помимо этого все участники этого процесса – и граждане, и юристы – часто не готовы к удаленным консультациям, плохо оснащены технически и недостаточно владеют цифровыми навыками. Чтобы это устранить, потребуются дополнительные меры.
Большинство россиян действительно не знают о праве на БЮП или условиях ее получения, говорит директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров. Этим фактом активно пользуются мошенники: требуют оплату за консультации, которые должны быть бесплатными. Проблему доступности сервиса также усугубляет цифровое неравенство между регионами, ведь сама система «Правовая помощь» работает только в 10 пилотных регионах. «Это приводит к тому, что потребители чаще обращаются к ИИ-моделям, в частности от Сбербанка или «Яндекса», которые неплохо проводят анализ российского права», – сказал он.
Ранее также стало известно, что Путин поручил перевести госуслуги и финуслуги в национальный мессенджер.
Читать статью в полной версии «Ведомости»