Самые популярные схемы телефонного мошенничества
Девять миллионов рублей заработал на ложных признаниях в любви молодой человек из Нигерии. Двадцатилетний африканец вел любовную переписку сразу с пятью дамами и, обещая им дорогие подарки, выманивал деньги якобы на «растаможку». Много обещающего кавалера задержали в Калужской области, подельников ищут. По информации МВД, именно женщины до сорока чаще всего становятся жертвами телефонных мошеников, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Анастасия Глебова.
Одно из главных правил успешной рыбалки — знай свою добычу: где водится, чем питается, когда нерестится. Фишинг — это вид интернет-мошенничества, принцип которого — тот же. Получить личные данные жертвы, а затем подцепить на крючок ее средства и недвижимость. У мошенников, как у опытных рыбаков, — арсенал наживок, блесен, воблеров.
Так в сентябре 2024 года на приманку клюнула петербурженка Мария. Она отдала мошенникам два миллиона рублей. Ей позвонили, представились сотрудниками крупного сотового оператора. Предложили продлить пакет услуг — по СМС.
Деньги было необходимо положить на якобы безопасный счет, с которого обещали все вернуть позже. Заявки на кредиты за Марию были поданы дистанционно. Из девяти банков заем нигде не работающей девушке подтвердили сразу несколько.
Еще недавно целью фишингового звонка, тут есть даже специальный термин — «вишинг», были три заветные цифры с оборота кредитной карты. Сейчас сценарии стали сложнее, сюжеты драматичнее. На том конце трубки фальшивые представители МВД, ФСБ, Банка России, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда, Почты.
Легенды разнообразные. Но цель одна — доступ к «Госуслугам« или личному кабинету онлайн-банка. Поэтому звонящие предлагают получить несуществующую посылку или оплатить таможенную пошлину за неизвестную бандероль. Для этого сообщить код из СМС. Беспокоят из лже-банков по поводу якобы оформленной кредитки, отказаться от которой можно тоже только через код из сообщения. В последнее время звонят даже из управляющих компаний — будто бы меняют домофон и сейчас пришлют цифры для доступа в подъезд. Чуть реже скидывают в мессенджеры и почту ссылки на оплату поддельных штрафов, розыгрыши ценных призов от крупных маркетплейсов, где в конечном счете клиента попросят заплатить налог за подарок.
Чтобы не попасть в сети злоумышленников, есть железные правила. Никогда и никому не сообщать по телефону паспортные данные и данные банковских карт. Никому не называть цифры и пароли из присланных сообщений. Не открывать ссылки, отправленные незнакомыми абонентами. Рекомендуется установить на смартфоны антивирусные программы. И помнить — сотрудники силовых ведомств, банков никогда не звонят по мессенджерам. Это всегда фейк, часто созданный искусственным интеллектом, который способен сымитировать даже голос и внешность близкого человека. Особо продвинутые преступники используют IP-телефонию, которая позволяет создать иллюзию будто звонок осуществляется с настоящего номера, например, банка.
Как объясняет Игорь Бедеров, директор департамента расследований компании по защите информационных систем T.Hunter: «Если это правоохранительный орган, важно запомнить, что они не работают путем общения по телефону. Есть официальная форма вызова на допрос, на опрос, на наведение справок. Все это регламентируется и сопровождается огромным количеством бумаг. И поэтому вас, скорее всего, пригласят по почте под роспись на дачу показания ту или иную, а не будут вызванивать по телефону. На это тоже важно обращать внимание».
Ранее также стало известно, что интернет-мошенники придумали новые схемы воровства денег.
Читать статью в полной версии «24 Мир»