Рынок «пробива» объемом около 15 млрд рублей ждет передел
Типичная лестничная клетка в московской сталинке на Ленинградском проспекте выделяется новенькой камерой видеонаблюдения, установленной в углу над пыльными спутанными проводами. Яркая светодиодная подсветка вокруг объектива создает дополнительное впечатление, что кто-то следит за вами прямо сейчас. Под наблюдением входная дверь в квартиру, где зарегистрированы компании Евгения Антипова — создателя самого известного сервиса по «пробиву» — «Глаз Бога».
Свое название Telegram-бот получил в честь хакерской программы для слежки из фильма «Форсаж». В 2024 году суммарная выручка ООО «Антипов групп» и «ГБ Центр» превысила 400 млн рублей, чистая прибыль — 200 млн, следует из базы данных СПАРК.
На звонок в дверь по месту регистрации «Глаза Бога» корреспонденту «Известий» никто не ответил. Зато в мессенджере владелец сервиса охотно откликнулся на просьбу пообщаться. По словам программиста, когда-то он сам жил в этой квартире и по-прежнему там прописан. Этот же адрес Антипов указал и при регистрации юридических лиц, потому что офис «еще не готов и сидеть там некому», говорит предприниматель. «Мнимый адрес, резиновый я брать не хотел», — уточняет Антипов. Во всех интервью он стремится подчеркнуть максимальную прозрачность своего бизнеса.
В ответ на шутку о том, что журналисты «Известий» нашли тот самый «Глаз Бога» в виде камеры наблюдения, Антипов выслал скриншот с фотографиями корреспондента на лестничной клетке со словами: «По сути — да».
Продажа баз данных в России началась еще в 1990-х годах, когда информацию распространяли на компакт-дисках. Около 10 лет назад популярными были ныне закрытые сервисы пробива Radarix и RusLeaks. На их место пришли аналогичные ресурсы в даркнете. Быстрый рост предложения вызвали надежная анонимность и наличие так называемых гарантов сделок — посредников, которые страхуют покупателей информации от мошенничества (аналогично сделкам с другими нелегальными товарами в теневом сегменте интернета).
Но после создания в 2020 году «Глаза Бога» «пробив» стал доступен массовому пользователю. Больше не нужно было нигде регистрироваться или устанавливать специальные приложения и программы. Для поиска исчерпывающей официальной информации о человеке достаточно было открыть в мессенджере чат с ботом и вбить ФИО, номер телефона, адрес электронной почты или регистрационный знак автомобиля. Количество данных, их доступность, удобная и мгновенная выдача вызвали настоящий ажиотаж.
— Считается, что в доантиповской эпохе пользователей онлайн баз данных было порядка 12–15 тыс. человек, которые тратили на них от 15 до 200 тыс. рублей в месяц, — говорит директор департамента расследований компании T.Hunter Игорь Бедеров. — Когда вышли «Глаз Бога» и все другие боты, аудитория увеличилась примерно в 100 раз.
По оценкам Бедерова, на сегодня число активных пользователей «различных пробивашек» в России 1,2–1,5 млн пользователей.
— Средний пользователь тратит на ботов от 5 до 20 тыс. рублей в год. Соответственно, примерный оборот рынка — 15 млрд рублей, — полагает эксперт.
В соответствии с давно действующим законом «О персональных данных», поставщиками информации могут быть только первоисточники, такие как официальные СМИ, ГИС и агрегаторы данных, говорит Игорь Бедеров. Все данные должны иметь легальное происхождение, и любые внутренние данные, такие как банковские счета или финансовые трансакции, не могут быть получены из открытых источников.
— Но многие предприниматели, работающие в серой зоне, не видели для себя перспективы серьезных санкций, — говорит Бедеров. — Из-за введения уголовного наказания ситуация резко изменилась.
Поставщики данных, работавшие еще с 1990-х годов, начали уходить с российского рынка, многие были вынуждены пересмотреть подходы и уменьшить объем выдаваемой информации из нелегитимных источников. Многие начали использовать нелегальные базы данных, выдавая их за результаты работы нейросетей.
— Закрытие крупных российских сервисов, в частности «Глаза Бога», может привести к тому, что российские пользователи продолжат искать доступ к информации, полагая, что она должна быть всеобъемлющей и недорогой, — рассуждает Бедеров. — В результате они могут обратиться в том числе к украинским сервисам.
По мнению Бедерова, в будущем российские сервисы по обработке персональных данных должны начать работать легально. Например, предлагая пользователям скоринговые баллы вместо детальных отчетов, полностью перейти на обработку данных при помощи ИИ или продавать только отдельные категории обезличенных данных.
Читать статью в полной версии «Известия»