Россиян предложили защитить от мошеннических кредитов уведомлениями
Около семи миллионов россиян при проверке своих кредитных историй нашли «левые» займы, взятые на их имя мошенниками. Оспорить такие договоры в суде достаточно сложно, а вернуть судебные издержки почти невозможно. Частично решить проблему может обязательное информирование граждан через «Госуслуги». Соответствующее предложение содержит законопроект, внесенный в Госдуму депутатами фракции «Новые люди».
Сейчас оформить кредит в большинстве банков можно онлайн, без личного визита. Достаточно предоставить паспортные данные, номер телефона и электронную почту. Банк уведомляет о взятом кредите с помощью смс. Но мошенники указывают телефон и адрес электронной почты третьего лица, которое никак не связано с заемщиком, поэтому человек, на имя которого выдан кредит, не знает об этом и не может принять необходимые меры. В случае принятия законопроекта банки будут обязаны отправлять заемщику уведомление в личный кабинет портала «Госуслуги».
Уведомление пользователя о взятом кредите через официальный госпортал – в целом положительный шаг, но и тут есть риски, отмечает руководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter Игорь Бедеров.
Получение кредита или займа онлайн производится после авторизации пользователя по его социальному аккаунту, электронной почте, мобильному телефону или профилю на «Госуслугах». Первые три вида авторизации легко подделать. В последнем случае можно зарегистрироваться за человека, который не имеет пока личного кабинета на «Госуслугах», или взломать аккаунт действующего пользователя.
По мнению эксперта, правильным решением было бы ввести полный запрет на дистанционную выдачу кредитов и займов, открытие банковских счетов и регистрацию юрлиц без непосредственного присутствия заинтересованного человека в офисе банка или МФО хотя бы в первый раз, когда клиент регистрируется в системе.
Читать статью в полной версии «Профиль»