Мошенники прикинулись жертвами
После теракта в «Крокус Сити Холле» 22 марта в сети возросла вредоносная активность, как просто мошенников, так и провокаторов. Специалисты по кибербезопасности и представители «Крокуса» говорят о поддельных сборах на помощь жертвам и восстановление концертного зала, в том числе от фейков легальных благотворительных организаций и персон. Параллельно злоумышленники, наоборот, рассылают фейковые предложения о платежах за противоправные действия, вплоть до теракта, опираясь на суммы, названные обвиняемыми. Эксперты считают эти действия «попытками информационно-психической манипуляции гражданами».
С предупреждением о мошенниках обратились к гражданам и в самом «Крокус Сити Холле». Представители площадки 24 марта сообщили в Telegram, что в случае звонков или сообщений от якобы сотрудников «Крокус Сити Холла» не нужно «совершать никаких операций, заполнять документы, переводить деньги».
Специалисты по OSINT (Open Source Intelligence, разведка по открытым источникам) обращают внимание на другое направление мошенничества, рассчитанное на альтернативную аудиторию.
«Пользователям пишут неизвестные, предлагая заработать, выполнив ряд действий, включая помощь в организации теракта за 500–700 тыс. руб. (согласно видео, опубликованным силовиками, один из террористов в ходе следственных действий говорил, что должен был получить 500 тыс. руб.)»,— рассказывают в Т.Hunter. Такие сообщения отправляются в Telegram, WhatsApp и Viber.
«Для регистрации аккаунтов, которые мы исследовали, использовалась виртуальная телефония (автоматические телефонные станции.— “Ъ”)»,— уточняет глава департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров. Исходя из массовости и единообразия подходов, он предполагает, что это «попытки информационно-психической манипуляции гражданами».
«Пока мы видим обращения к старшеклассникам и студентам, географически фиксировались рассылки в крупных городах: Москве, МО, Петербурге, Казани, а также в Тульской и Смоленской областях»,— уточняет господин Бедеров. Это отчасти провокация паники, отчасти отвлечение внимания силовых структур. При этом эксперт предупреждает, что сейчас наблюдаются и реальные вербовочные мероприятия в соцсетях и Telegram: «Они отличаются отсутствием прямого обращения, сообщения распространяются в чатах».
Читать статью в полной версии «Коммерсантъ»