Такая разная ИБ
Тему фейков мы ещё не поднимали. А между тем, это ведь точно такая же атака на целостность информации, подмена сообщения на изменённое с целью получения выгоды для атакующего.
Проблема фейковых новостей стара, как мир. Но искать способы выявления фейкньюз начали совсем недавно.
Самый простой способ выявить подлог — найти первоисточник информации и свериться с ним. Но в наше время источников становится так много, что определить однозначно правду и ложь оказывается невозможно.
Казалось бы, решить вопрос должны высокие технологии. Но нет. Оказывается, создать алгоритм выявления фейка не так-то просто! Можно набрать вспомогательные инструменты: онлайн-хранилища проверенной информации, рейтингование новостей независимыми ресурсами и т.д.
Но в конечном счёте, решение проблемы упирается в экспертную систему, за которой стоят… эксперты, способные выявить фейк. В такой схеме хорошо всё, кроме вопроса доверия к людям, отвечающим за оценку новости, их компетенциям и предвзятости.
Из всего вышесказанного следует, что идеального решения проблемы не существует.
И вот, Яндекс.Дзен предложили привлечь к работе по фактчекингу информационные агентства. В самом деле, кто может лучше разбираться в информации, чем специалисты таких компаний, как Интерфакс, ТАСС и др.?
В качестве подопытных будут выступать новости, либо набравшие высокие рейтинг за подозрительно короткое время, либо получившие большое количество жалоб от аудитории медиаресурса.
Каждый из участников-экспертов в течение 4-8 часов должен будет дать своё заключение о проверяемом материале. Вердиктом выступает мнение большинства проверявших.
Следить за процессов и пытаться выявить научный подход к проблеме фактчекинга будет Высшая школа экономики.
В общем и целом, Яндекс.Дзен не изобрёл что-то новое в работе с фейковыми новостями. Главной фишкой их подхода является масштабность замысла. Ведь если, в конечном счёте, крупнейшие информагентства объединятся в поисках подменённой информации, скрыть правду будет гораздо сложнее.